Покупаем автомобиль

Как правильно купить свой первый автомобиль?

Казалось бы, совсем простой вопрос, многие даже посмеются над такой постановкой вопроса, но… ко мне частенько обращаются с таким вопросом. И вот почему – потому что большинство людей покупают вещи, ориентируясь, либо на визуальный образ (нравится/не нравится), либо на рекламу (забывая при этом, что правильно преподнесенная реклама позволяет продать что угодно, хоть «кота в мешке»), либо на советы знакомых, друзей. При этом люди забывают самую главную истину, выражающуюся в простой русской поговорке: «На вкус и цвет товарищей нет».

Что это значит? А это значит то, что, приобретя автомобиль по вышеназванным советам, мы потом будем вынуждены постоянно мириться с какими-то его особенностями, которые нам… как бы это помягче сказать… не нравятся или просто не нужны, а это значит, что мы переплатили за не нужные нам опции или функции, как минимум.

Для иллюстрации могу привести простой пример: большинство современных автомобилей оснащаются системой «круиз-контроль». А пользуются реально ею, дай бог, если процентов 20-30%  автовладельцев, в основном те, кто ездит далеко по трассе. Покупать ради того, чтобы «было»… я считаю себя не столь богатым, чтобы покупать ненужные опции. Лучше пусть навигатор будет – от него больше толку)).

Итак, а как же все же правильно купить автомобиль? Тем, у кого уже было несколько автомобилей, такие советы не нужны – они уже попробовали на «своей шкуре» и обычно знают, что им нужно, а что нет. А если у человека первое или второе авто? Вот тогда этот вопрос встает во всей своей сложности…

Попробуем разобраться. Итак, вы решили (или возникла такая необходимость) купить новый автомобиль.

Из чего исходил бы лично я? Я бы сначала все хорошо обдумал и ответил себе на следующие вопросы:

• Зачем мне нужен авто? Не в общем, а конкретно – я хочу (и могу) ездить на нем на работу каждый день? Или – авто мне нужен только для выездов по выходным на природу или в гости – в больших городах данный способ, между прочим, набирает все больше поклонников, поскольку желание стоять в многочасовых пробках есть от-нюдь не у всех. Или – мне нужно ездить на престижном авто (работа такая и мой имидж требуют) и я выберу паркетник, как минимум, или вообще внедорожник.

• С какой коробкой передач я хочу (могу) ездить (на какой меня учили?). Покупать свой первый авто с дизельным двигателем я бы очень не рекомендовал – мало того, что он намного дороже в ремонте, но он еще и требует специальных знаний от водителя о таких двигателях (ну например, не любой сможет определить потерю мощнос-ти дизельного двигателя на ходу). Поверьте, все сказки, что вы будете постоянно экономить на расходе топлива – это только сказки, поскольку вся эта экономия с лихвой перекрывается увеличенной стоимостью ТО и ремонтов в дальнейшем.

 • То же самое касается и АКПП – да, АКПП это очень хорошо (у меня у самого пятая машина с АКПП), но… езда на АКПП требует специального с ней обращения. И если вы будете переключать на ней селектор передач так, как показывается в большинстве рекламных роликов (быстро, резко, без пауз), то АКПП ваша долго не прослужит, поверьте на слово… Хорошо, если она сломается во время заводской гарантии, а если после? Цена современной АКПП может составлять до половины стоимости нового авто… Я не против АКПП, совсем нет, это очень удобно, особенно в больших городах, но… помягче с нею надо обходиться, помягче)).

Допустим, на эти вопросы мы себе ответили и определились.

Далее

• Сколько мест нам нужно в автомобиле? Вопрос отнюдь не праздный, поскольку большинство автолюбителей ездят в одиночку, и только изредка вдвоем или втроем.

А «таскать» лишнее железо (вес) да и переплачивать изначально не все желают, и это верно. Мне возразят – так нет же одноместных автомобилей. Правильно, нет. Но, если я предполагаю ездить один или вдвоем, то мне совсем не принципиально, сколько места для ног задних пассажиров или какого размера у меня багажник. Пакеты из ма-газина я прекрасно положу на заднее сиденье, а ванну или холодильник все равно ни-кто на новом авто не повезет, а закажет доставку из магазина, и это правильно. То есть – мы сели, подумали и ответили себе и на этот вопрос.

Далее

•  Немаловажный вопрос – как я буду ездить? А серьезно – как я хочу (и умею) ездить – агрессивным стилем или не торопясь (потому что никогда не тороплюсь, а выезжаю заранее). Понятно, что в большом городе необходимо ехать в потоке, поскольку при другом стиле тебя просто замучают «догоняльщики-подрезальщики». Тем не менее, я помню те времена, когда все мы ездили на «жигулях-москвичах-запорожцах» и, при тогдашних более жёстких правилах дорожного движения, особо то было не погонять. И ничего – везде успевали, а еще и довольны были такими «крутыми» авто)), других то не было.

От ответа на этот вопрос вытекает следующий – с каким двигателем нам нужен ав-томобиль?

Для спокойной (причем, даже не в хвосте колонны всей) езды достаточно авто с двигателем объемом 1,6 литра (а может даже и 1,4 турбо вполне хватит). А в автосалоне вам предложат 2,0-2,4 и даже 3,0 и более. Да, запас мощности двигателя конечно хорош, но… он ведь и стоит в 1,5-2 раза дороже, да и расход топлива вырастет, как ни крути.    Согласен, покупать рамный внедорожник весом под 2 тонны с двигателем 1,6-1,8 литра просто глупо, вокруг бензоколонки ездить будешь, да и в поток не впишешься – тут нужен моторчик помощнее, это понятно. Но для легковой…надо ли это?

Хотя лично мое мнение – покупать авто с мотором 1,0-1,2 литра (кроме разве что авто формата ДЭУ Матиз) я бы не стал. Из-за его малой мощности, и потому, что он при активной эксплуатации вряд ли наездит более 120-150 тыс. км - законы техники обмануть нельзяJ). Ну вот, мы определились – надо брать авто (если легковой) с мотором 1,6-2,0 литра. Если паркетник – не менее 2,0, а лучше даже 2,4-3,0 литра. Если тяжелый рамный внедорожник – тут уже от 3,0 литров.

Хорошо, далее

• Подходим к самому интересному вопросу – какого дизайна я хочу авто? Ведь надо, чтобы он и мне нравился, и друзья надо мной не смеялись. Не думаю, что кто-то намеревается купить авто, чтобы оно потом только по сервисам дилеров стояло, ожи-дая редких запчастей. Мы ведь тоже этого не хотим? Не хотим, поэтому пытаемся найти приемлемый для себя компромисс между тем, что хочется и тем, что можется J). Тут посоветовать можно одно – сидеть и еще раз сидеть на сайтах, не полениться сходить в автосалоны, посидеть в авто, пощупать, порегулировать под себя, прики-нуть, как потом ездить будем. При этом слова продавцов слушать «вполуха», вежливо кивая им в ответ – они то вам будут «втирать» только, либо самый дорогой товар, либо совсем неходовой, который и вы потом продавать замучитесь. Хотя, и у продавцов бывают исключения, но, к сожалению, редкоJ). Попутно в автосалоне выбираем цвет – обычно у них там есть образцы цветов, как будет на авто смотреться определенный цвет. Это важный фактор, поскольку цвет авто на фото из журнала обычно сильно от-личается от цвета авто «в натуре». При выборе цвета, невзначай узнаем у продавца цену авто с тем или другим цветом – поверьте на слово, цена может различаться су-щественно. Естественно, записываем все это в блокнотик, чтобы потом спокойно, за чашечкой кофе дома подумать и все взвесить. В магазине (даже, если в ножки упадут и будут утверждать, что, вот именно этот авто спец рейсом Только для вас вчера при-везли с заводаJ) не оставляем никаких залогов, предоплат и прочего «разводилова».

И еще один момент – незачем в автосалон тащить с собой автоэксперта. Поверьте, смотреть по тех. части в новом авто нечего (это он потом будет ломаться, вот тогда и пойдете к автоэксперту) и это будут просто выброшенные вами деньги. Лучше уж самим ответить на все вопросы и потом уже прийти к тех. эксперту и посоветоваться, исходя из его практики поломок авто – это будет полезнее и разумнее.

Ну вот, мы выбрали несколько авто (штуки 3 для сравнения), знаем на них цены и комплектации, выбрали цвет и вообще они нам просто своим внешним видом нравят-сяJ). Слава Богу, самое главное мы сделали.

Далее

• Пришли мы домой, фууууууух, сели на диванчик с кофеечком…инфа у нас уже набрана, теперь надо все взвесить, переварить.  Что именно?

Ну например – как мы будем оплачивать авто? Хватает свободной наличности или денег на Вашем счете? Хватает, отлично – значит купим сразу, без всяких банков.

Не хватает на то, что хотим купить – ах да, мы же забыли в автосалоне узнать, с какими банками они работают, ошарашенные красотой «наблыченных» авто…

Не беда – есть телефон, сайт продавца, узнаем итак. Помним одно – если будем брать кредит в банке, то отдадим потом в полтора-два раза больше денег.

Уже, выбрав 3-4 нравящихся авто, не поленимся и полазаем на профильных сайтах – почитаем, что пишут «счастливые» пользователи этих авто – про поломки, расход топлива (который ой как резко может отличаться в большую сторону от того, кото-рый нам декларировали в салоне, вообще про удобства и функции). Не исключено, что получим какую-нибудь новую информацию, которая еще больше сузит наш список авто, что нам то, как раз «на руку».

Далее

• Немаловажный вопрос – где мы будем делать плановое ТО нашего нового краси-вого автомобильчика? У продавца – это самое интересное, но… если только продавец не находится от нас за тридевять земель. Посмотрим в интернете, а сколько у нас в городе дилеров данной марки и как далеко от нашего дома они находятся? Ехать делать ТО нового авто к дяде Васе в гараж категорически не рекомендую (поверьте моему многолетнему опыту тех. эксперта) – потом может вылиться вам такими рас-ходами, что мало не покажется… Только у дилера, лучше – у продавца авто. Причем, хочу предостеречь вас также еще об одной, часто встречающейся ошибке покупате-лей – купим авто у дилера, а сигнализацию поставим у дяди Васи, там дешевле. Не делайте такой глупости, не слушайте юристов, которые на вас просто зарабатывают. Все доп. опции и сигнализацию ставим у продавца – тогда он за все и будет отвечать, если чего с авто произойдет во время гарантии. И не забываем – некорректно постав-ленная сигнализация может не только кучу дорогостоящих электронных блоков «вырубить», а и все авто «спалить» (стать источником возгорания). Тьфу-тьфу-тьфу конечно, но… «Береженого Бог бережет», не забываем про это, пусть даже у дилера установка такой же сигнализации встанет в 2 раза дороже, чем у дяди Васи. А что делать? Чай, не через день новое авто покупаемJ).

Далее

• Про что мы еще забыли подумать? Ах да, главное то чуть не забылиJ). Когда мы прошлись по автосалонам, когда уже «вот нашли то, что очень нравится и по деньгам получается» – просим менеджера дать нам копию договора купли-продажи (тут  важ-но - сразу «за наличку» мы будем покупать или с привлечением средств банков). Как правило, продавцы, если увидят в вас реального покупателя, дадут вам типовой дого-вор на руки. Вот здесь я настоятельно советую не пожалеть денег на консультацию юриста или хотя бы толкового тех. эксперта. Почему? Потому что, закон законом, но условия договора купли продажи еще ни один суд не отменял. Если какие-нибудь по-том будут проблемы, то первое, что юрист будет читать – это Ваш договор купли-продажи и условия, в нем прописанные. Если сможете сами разобраться в договоре  – хорошо, и деньги и время свое сэкономите, сомневаетесь – к юристу! 

Ну вот, вроде про все основные подводные камни я сказал… Это так, чтобы сразу не наделать глупых ошибок, и потом «локоточки не кусать»J).

И самое последнее – помните, что автомобиль является технически сложным това-ром, поменять или вернуть его потом продавцу очень тяжело и муторно.

Поэтому – «Чем лучше думаем сначала, тем легче ездим мы потом» - запомните эту мною наскоро придуманную поговорку - она убережет вас от непродуманных поку-пок. Удачи. И пусть Ваш новый красивый автомобиль ездит долго и без поломок!

© Юрий А. 2014.